Навигация
Информация
Доска объявлений
Актуальные темы
Архив новостей
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА-2009»
Проекты
Новости из регионов
Наши друзья

 

Фотогалерея
Статистика
К проблеме снижения детского травматизма

К ПРОБЛЕМЕ СНИЖЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ 

В настоящее время в стране ведется большая работа по обучению детей в системе образовательных учреждений (ОУ) Правилам дорожного движения (ПДД). Проводятся спецпрактикумы, конкурсы, соревнования  типа «Колесо безопасности», внедряются имитационные компьютерные программы-тренажеры. Практические рекомендации по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах приведены в работах [1, 3]. Большая работа в этой области проводится в Магнитогорске [4] и в ряде других городов Российской Федерации.

Тем не менее, детский травматизм на улицах и дорогах мегаполисов заметно не снижается [2]. Среди других аспектов этой проблемы есть и зависящие от нас: родителей и педагогов, работников служб спасения и ученых.

Так, несмотря на то, что ПДД постоянно совершенствуются, в учебные программы ОУ своевременно не вносятся коррективы профессионально содержательного и дидактического характера. Статистика и анализ по этой проблеме с дифференциацией по мегаполисам и остальным поселениям, с особенностями спасения детей в ДТП кроме структур ГИБДД отсутствуют или не выделены в соответствующие разделы в Государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС, в официальных отчетных документах ОУ и органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований. То же самое можно сказать и по поводу СМИ, новых разворачивающихся систем информационного характера типа ОКСИОН или ЕДДС, не загораются мигающим зловещим красным цветом на оперативных картах ГИС структур МЧС России точки и случаи, в которых в число пострадавших в ДТП попали дети.

Учебное пособие для населения по оказанию помощи пострадавшим в ДТП должно содержать информацию: классификация ДТП; характеристика повреждений автомобилей, травм пострадавших при различных видах ДТП; методы и средства смягчения медико-санитарных последствий ДТП; принципы и правила действий очевидцев и участников ДТП, связанных с травмированием и гибелью людей; приемы и способы выполнения первой медицинской (доврачебной) и другой необходимой помощи, оказываемой очевидцами и участниками ДТП в порядке само- и взаимопомощи, а также особенности детского травматизма и их безопасности на улицах и дорогах.

Из табл. 1 видно, что на территории г. Москвы за 2007 год произошло снижение числа пострадавших в ДТП детей (на 133) по сравнению с 2006 годом.

Таблица 1. Изменения основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма по месяцам

Месяц

кол-во ДТП

Погибло

Ранено

2007

2006

2007

2006

2007

2006

Январь

80

67

5

1

82

74

Февраль

66

63

0

0

68

71

Март

110

87

5

1

114

101

Апрель

99

138

1

2

99

140

Май

138

175

1

3

150

168

Июнь

109

107

0

0

115

109

Июль

87

87

2

2

92

107

Август

92

100

3

1

100

111

Сентябрь

117

148

4

2

129

141

Октябрь

121

147

2

1

125

136

Ноябрь

83

121

0

3

83

108

Декабрь

79

108

2

1

79

111

Всего

1181

1348

25

17

1236

1377

+/-

-167

+8

-141

           

Из табл. 1 видно также, что ежегодный максимум числа пострадавших детей приходится на май, а сравнительный рост наблюдается в январе и марте. В апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре и декабре наблюдалось снижение числа пострадавших в ДТП детей.

Чаще всего дети оказывались под колесами автомашин по собственной неосторожности, неожиданно выходя из-за стоящего транспорта (>18%) или переходя проезжую часть в неположенном  для перехода месте (>70%). Достаточно много детей как «пешеходов-водителей» травмируется и гибнет, катаясь на мопедах, велосипедах, роликах, скутерах и т.п.

В табл. 2 показано, что наибольшее количество пострадавших детей приходится на субботу – выходной день, когда родители проводят (или должны проводить) наибольшее количество времени с детьми.

Таблица 2. Распределение пострадавших в ДТП детей в возрасте до 7 лет (дошкольники) по дням недели и времени суток

Время суток (час)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

?того:

До 07.00

3

0

1

0

0

2

5

11

07.00-09.00

2

3

4

5

6

1

1

22

09.00-12.00

3

5

7

4

5

10

6

40

12.00-15.00

5

4

5

0

7

10

10

41

15.00-17.00

5

6

6

5

7

6

8

43

17.00-19.00

12

8

11

10

7

11

5

64

19.00-21.00

13

6

6

6

8

8

6

53

После 21.00

1

3

4

7

5

7

4

31

ИТОГО

44

35

44

37

45

55

45

305

           

В связи с резким и значительным «омоложением» водительского контингента в стране необходимо рекомендовать разработку мер по учету и воспитанию психологической устойчивости, качественному улуч?ению выработки практических навыков вождения в нормальных и нарушенных условиях на улицах и дорогах.

По нашему мнению, разрабатывающийся в недрах МЧС России оригинал–макет памятки для спасателей по технологии спасения пострадавших в ДТП в таких темах, как: способы стабилизации поврежденного ТС; меры обеспечения защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т.п.), обломков поврежденного корпуса ТС, инструментов; технологические операции удаления стекол, вскрытия дверей, выталкивание передней части ТС, вскрытие боковой части кузова ТС, вскрытие крыши, удаление спинки переднего сидения и другие должен содержать какие-то особые рекомендации, касающиеся детей.

Основные рекомендации в воспитании культуры дорожно-транспортной безопасности с детского возраста можно сформулировать следующим образом:

1.Повысить роль семьи и системы образования.

2.С дошкольного возраста научить детей восприятию безусловных запретов (строгого «нет», табу), касающихся взаимодействия с транспортом и дорогой.

3.В старшем детском возрасте воспитывать толерантность ко всем участникам дорожного движения, внушая им, что из не уважающих других людей любого возраста, из амбициозных, грубых подростков вырастают водители – потенциальные источники опасности на дорогах.

                   А для педагогов хочется дать тест-рекомендацию: равен ли нулю риск пострадать в ДТП ребенку, не участнику дорожного движения или при полном соблюдении им ПДД? Этой проблеме не уделено в нашем образовательном процессе никакого внимания.

Литература

1.       Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ва? ребенок и дорога / Методическое пособие для родителей. М.: «Центр пропаганды», 2006. – 32 с.

2.       Мирмович Э.Г., Шмундяк В.Л. Детская безопасность на улицах и дорогах как элемент КБЖ // http://www.gr-obor.narod.ru/Mirmovich.htm

3.       Шмундяк В.Л. Оривенко Л.П. Тесты по Правилам дорожного движения / Практическое пособие (для учащихся стар?их классов). М.:«Центр пропаганды». 2007.–51 с.

4.       Якупов А.М. Формирование у ?кольников специальных знаний, умений и навыков залог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. СПб.: №1. 1999.– С.182-187.

Мирмович Э.Г.,
к.ф.-м.н., доцент, в.н.с. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Шмундяк В.Л.,
главный специалист, Департамент образования города Москвы

ПРОДУКЦИЯ по ПДД
Образование
Дошкольники
Начальная школа
Методическая копилка
Опыт СОШ
Родители
Наука и жизнь
Законодательство
Поиск
© 2008-2011 Центр Пропаганды безопасности дорожного движения
© 2008-2011