Навигация
Информация
Доска объявлений
Актуальные темы
Архив новостей
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА-2009»
Проекты
Новости из регионов
Наши друзья

 

Фотогалерея
Статистика
Познавательно-игровой проект по ПДД

"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"

 

Силакова Наталья Михайловна. Работаю в детском саду N12 воспитателем уже больше 20 лет. Стараюсь осваивать и применять в работе новый педагогический опыт, в общем нахожусь в постоянном поиске новых методов воспитания подрастающего поколения, новых способов решения различных педагогических задач. Вашему вниманию, уважаемые коллеги, представляю познавательно-игровой  проект с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах.

   

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей. Иными словами, плюсов очень много.
В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.
Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки".
Определяя основное содержание и направление, развития детей по безопасному поведению на улицах и дорогах составили проект "Светофорик" и разделили его на три этапа.


1 этап - подготовительный:
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.


2 этап - информационно-исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.


3 этап - обобщающий:
Обобщение результатов работы в форме планшетов, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на конференции для педагогов дошкольных учреждений города.


"Главное - жизнь и здоровье ребёнка" - так можно сформулировать основную цель проекта, которой подчинена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУN12 г. Зеи
Методика работы в рамках проекта "Светофорик", по безопасному поведению на улице, разработана с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, слушают музыку и т.д.
Проект можно рассматривать как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам и, использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал программы "Основы безопасности жизнедеятельности".


Участники проекта: определяя круг участников проекта, и основные направления работы составили модель взаимодействия по изучению ПДД и модель направления деятельности проекта "Светофорик". 
Руководитель проекта- определяет круг обязанностей участников проекта, проводит консультации для педагогов и родителей, пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями, проводит факультативные занятия, досуги, викторины и т. д.


Воспитатель - главное, действующее лицо в организации работы, т.к. именно он постоянно работает с дошкольниками: проводит экскурсии, организует игры, задания, привлекает к участию в проекте родителей. Создаёт условия для развития творческих способностей детей.
Администрация МДОУ - оказывает финансовую поддержку.


Старший воспитатель - выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание проекта с программой по основам безопасности жизнедеятельности, консультирует воспитателей, участвует в проведении конкурсов и т. д..
Музыкальный руководитель - по согласованию с воспитателем, руководителем проекта, старшим воспитателем подбирает музыкальный репертуар, связанный с тематикой проекта, готовит с ребятами пластические этюды, праздники.


Педагог по изодеятельности - помогает ребятам придумывать эмблемы машин разных видов, рисовать "портреты" дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение при помощи различных материалов, разнообразной техники рисования.


Инструктор по физическому воспитанию - проводит подвижные игры по данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с воспитателем в проведении экскурсий и спортивных праздников.
Логопед - формирует правильное, чёткое произношение звуков в словах, фразах, речи.
Родители - принимают участие в совместных занятиях, праздниках, исследованиях.
Сотрудники ГИБДД - проводят встречи, беседы, участвуют в проведении праздников,
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию). Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений.
Длительность проекта: проект "Светофорик" рассчитан на четыре года. Это обусловлено тем, что дети должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны. В каникулярное время проводятся развлечения разных видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи.
Объекты исследований и наблюдений: в качестве объекта выбраны три пешеходных перехода, что обусловлено рядом причин.

  1. Изучение и соблюдение  ПДД играют важную роль в нашей жизни.
  2. Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.

Задания для исследований и наблюдений:
Задание 1.У пешеходного перехода в районе магазина "Радуга". Выяснить (в течении15 минут), кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети?. Задание для родителей и детей.
Задание 2. У пешеходного перехода школы N5. Сколько водителей нарушило ПДД в течении 15 минут. Задание для родителей и детей.
Задание 3. У пешеходного перехода в районе фонтана. Водители каких транспортных средств чаще нарушают ПДД? Личного или общественного?
 

Рекомендации педагогам

  1. Работа должна быть организованна таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу.
  2. Необходимо предоставить детям свободу выбора.
  3. Относитесь к любым наблюдениям и высказываниям ребят серьёзно. Как можно чаще хвалите их зато, что они сделали и как. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают.
  4. Проявляйте доброжелательное отношение к детским исследованиям.
  5. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание.
  6. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объёму задания.
  7. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка.
  8. Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою.
  9. Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребёнка. Опыт работы показал, что многие родители заинтересовались исследованиями, заданиями и по собственной инициативе стали помогать детям. Участвовали в исследовании у пешеходного перехода, рассказывали о правилах поведения в транспорте, на дорогах, помогали оформлять альбом наблюдений. Выяснилось, что во многих семьях есть транспорт и родители стали рассказывать детям, почему маленьким детям нельзя сидеть на переднем сидении, играть, баловаться во время движения ит.д. Таким образом, работа в рамках проекта способствовала формированию близких и доверительных семейным отношениям.

                                
                                     Подготовительный этап


         Подготовка к работе  педагогов детского сада
Провели совещание педагогов всего коллектива, познакомили с содержанием проекта, его целями и задачами. Обсудили, что может  сделать в рамках проекта каждый из участников. Установили сроки выполнения в разных группах, составили перспективный план работы с педагогами и детьми на год, согласовали план проведения месячника "Внимание дети". Предложили провести конкурс среди педагогов на изготовление эмблемы "Знаток ПДД".
Сотрудничество с родителями
Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры. Выяснить, какой вид транспорта имеется в семье. Предложить родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и знакомых на тему ПДД, игры во время отдыха на природе, на даче.
Подготовка материалов и оборудования
Для проведения исследований: альбомы, листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, восковые мелки, иллюстрации, плакаты, цветная бумага, конструкторы различных видов , планшеты с изображением дорожных ситуаций, альбомы "Транспорт", "Наша улица", "Машины-помощники" и т.д.
Наборы дорожных знаков, модели транспорта, детские велосипеды, модель автобуса, сделанная из картона в рост ребёнка, стол-макет Автогородка, разметка улицы на территории детского сада, настольные игры, "Волшебный ковёр", выполненный из линолеума , на поверхности которого изображён перекрёсток, подготовили картотеку со стихами, загадками, пословицами, поговорками, художественной литературой.
Подготовительная работа с детьми
Начиная, со второй младшей группы проводим факультативные занятия согласно перспективному плану, исследования проводятся на заключительном этапе проекта (в подготовительной к школе группе). Готовим листы с файлами для оформления папки результатов наблюдений, детских рисунков, аппликаций, фотографий. Дети придумывают и рисуют символы утра, дня и вечера на планшетах т. е. то время суток когда они будут вести наблюдения. Часть детей получает задание придумать рассказ, сказку о своём посёлке, улице, или о том, где я видел много светофоров и т. д. На титульном листе написали название проекта: "Наш перекрёсток". Оформили лист обложки, так как хотелось детям. Условие одно: оформление должно иметь отношение к данной теме. На первом листе размещаем фотографию "Мы и наш город". На  втором листе дети решили нарисовать пешеходный переход и себя рядом с ним, а вверху нарисовать огромное лучистое солнце, как символ радости и счастья. Далее размещаются листы с планшетами исследований, рисунки - наблюдения, аппликации, фотографии, рисунки "портреты" дорожных знаков в разное время года.
Таким образом, на подготовительном этапе перед педагогами, родителями и детьми ставятся следующие основные  задачи.
1.Выбрать то задание, которое больше всего нравиться. Узнать, как его выполнять.
2.Подумать и выяснить: всё ли мы знаем о выбранном объекте.
3.Узнать, кто и когда придумал ПДД. Поинтересоваться, не связанна ли с ними какая-нибудь интересная история.
4.Подготовить оборудование для исследований и папку, в которой будут отмечаться результаты исследований и наблюдений.

                              Исследовательский этап


На этом этапе провели наблюдения у пешеходных переходов.  Детально изучали состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений. Отмечали наиболее опасное время и состояние дороги для перехода дороги. Затем всё увиденное отражали в разных видах детской деятельности. Часто напоминали детям, что без сопровождения взрослого нельзя находиться вблизи дороги. Перед каждым исследованием обсуждали с родителями, детьми план мероприятия.
Методические рекомендации по проведению и оформлению исследовательской работы смотри в документе "План работы с родителями по воспитанию безопасного поведения на дорогах у дошкольников".
Комментарий. У каждого ребёнка своё восприятие окружающего мира, по этому когда дети будут рассказывать о своих наблюдениях, предложите ребятам сначала по очереди "открыть свою тайну" только вам. Чем больше будет разнообразных ответов, тем интереснее.
Обобщающий этап
На третьем этапе провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепили знания детей и поведенческие навыки, используя викторины, экспресс - вопросы, диагностику. В процессе работы на данном этапе ребята сочиняли сказку на тему "Если я был бы светофором:", отвечали на вопрос "Что ты можешь сделать, чтобы твои друзья и близкие не нарушали ПДД?", провели акцию "Взрослые, мы обращаемся к вам", праздник "Посвящение в пешеходы".
Рекомендации детей.
- поставить такие дорожные знаки, которые будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД.
- придумать такие батарейки ,которые будут издавать вой сирены, если люди неправильно перешли улицу.
- я буду с друзьями играть в настольные игры по правилам дорожного движения

Таким образом, мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями , а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно",  "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.
В связи с вышеизложенным выработали следующие рекомендации:
- на базе МДОУ организовать центр "Светофорик";
- обновить и оборудовать кабинет по безопасности дорожного движения, уголки по ПДД в группах, транспортную площадку, наглядный материал;
- пополнить содержание кабинета новыми методическими разработками занятий и мероприятий;
- систематически использовать максимальное разнообразие, неформальность, творческий поиск в воспитательной работе при проведении профилактических мероприятий;
- обратить особое внимание на организацию работы с родителями;
- выйти с предложением к главе города о строительстве автогородка на территории посёлка Светлого.
- усилить работу по взаимодействию с отделами ГИБДД.
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы педагогических кадров стало следующее:

  1. Отсутствие несчастных случаев с детьми МДОУ N12.
  2. Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями). Они выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.
  3. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете автогородка).

Исходные условия для этого - знание педагогами программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности, а также обязательное содружество детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.

ПРОДУКЦИЯ по ПДД
Образование
Дошкольники
Начальная школа
Методическая копилка
Опыт СОШ
Родители
Наука и жизнь
Законодательство
Поиск
© 2008-2011 Центр Пропаганды безопасности дорожного движения
© 2008-2011